• Методист Хасанянова Э.И.

Классный час «Улу-Телякская трагедия»


Тридцать два года назад, 3 июня 1989 года, произошла крупнейшая в истории Советского Союза железнодорожная катастрофа. На перегоне Аша – Улу-Теляк, во время встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск», произошел сильнейший взрыв из-за аварии на трубопроводе Сибирь – Урал – Поволжье, проходившем вдоль железнодорожного полотна.

С первых минут этой ужасной драмы, десятки специальных служб и ведомств были подняты по тревоге, а вся страна с болью в сердце наблюдала за ходом этой спасательной операции. Погибли 575 человек, 181 из них – дети. За жизни людей бились врачи Уфы и Челябинска. Столица Башкирской АССР находилась всего в 100 км от места происшествия, поэтому именно она приняла основную часть раненых – свыше 600 человек. Часть из них позже была эвакуирована в московские медучреждения.

Чтобы почтить память всех погибших, чтобы рассказать о страшной катастрофе, в Нефтекамском многопрофильном колледже полным охватом были проведены классные часы. Мероприятие под названием «Улу-Телякская трагедия» организовано во всех группах колледжа, которое прошло с использованием материалов, представленных министерством образования и науки Республики Башкортостан – презентации и книги «Улу-Телякская трагедия: книга скорби и памяти», изданная ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия». В издании приведены опубликованные материалы из газет и книг, также воспоминания очевидцев и участников ликвидации последствий катастрофы. Студентам рассказали о самой масштабной железнодорожной катастрофе истории нашей страны.

В память о погибших в стране 5 июня был объявлен однодневный траур. Была создана Ассоциация пострадавших и родственников погибших под Ашой. В 1992 году на месте трагедии был сооружён мемориал с восьмиметровым монументом. Ежегодно у него проходят траурные митинги. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт 1710 километр. Все электрички, следующие из Уфы в Ашу, делают здесь остановку. У подножия монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда Адлер — Новосибирск. Монумент построен возле братской могилы с 327 урнами с прахом неопознанных погибших (не позволяла степень повреждений, достигавшая степени испепеления в пожаре). В 2009 году в пассажирском вагонном депо станции Новосибирск-Главный в день двадцатилетия трагедии открыт ещё один памятник жертвам катастрофы.


Просмотров: 28